Обкатка электродвигателя
После ремонта электродвигателя обязательно проводятся его приёмосдаточные испытания. Этот процесс ещё называется "обкатка электродвигателя".
Такие испытания проводятся для новых электрических машин, а также после ремонта и модернизации. Порядок обкатки определяется ПУЭ (правилами устройства установок)
Внимание! Этот процесс не имеет ничего общего с обкаткой двигателя внутреннего сгорания, при которой происходит притирка движущихся частей.
Зачем нужна обкатка электродвигателей
Обкатка электрических машин необходима для проверки исправности устройства, готовности к эксплуатации и прогнозирования продолжительности работы машин всех типов до следующего ремонта.
Осмотр электрических машин
Испытания любых электрических машин начинаются с внешнего осмотра. В случае обнаружения неисправностей, они подлежат устранению, после чего производится осмотр производится повторно. При этом оцениваются следующие параметры:
- наличие и исправность всех частей аппарата, проверка которых возможна без разборки механизма;
- правильность сборки;
- соответствие паспортных данных и проектной документации. При проверке и испытаниях электромашин необходимо обратить внимание на параметры, нарушение которых может привести к быстрому выходу аппарата из строя:
- Проверка мегомметром сопротивления изоляции.
- Испытание изоляции повышенным напряжением частотой 50Гц. Длительность проверки - 1 минута.
- Тоже, постоянным напряжением.
- Проверка величины расстояния между статором и ротором. Величина зазора должна соответствовать конструкции машины, величина отклонениями не более 10%.
- Измерение величины осевого разбега ротора.
- При наличии воздухоохладителя он испытывается гидравлическим давлением в течение 10 минут.
Исправный аппарат допускается к испытаниям в режиме холостого хода и под нагрузкой.
Обкатка на холостом ходу
Этот вид испытаний обязателен при сдаче в эксплуатацию двигателей всех типов после ремонта. Фазный ротор в асинхронном электродвигателе с фазным ротором при этом закорачивается.
Электромашина подключается к сети без нагрузки на период, достаточный для нагрева и до установившейся температуры. Необходимое время работы зависит от номинальной мощности электродвигателя - чем двигатель больше, тем дольше происходит нагрев. При проведении типовых испытаний период работы увеличивается в два раза.
Во время обкатки в цепи каждой фазы подключаются амперметры, разность показаний которых не должна превышать 5%. Сами показания не должны меняться весь период обкатки. Эти изменения указывают на неисправности - витковые замыкания обмоток, подклинивание подшипников, а в электромашинах с фазным ротором на плохое прилегание щёток.
Нагрев подшипников не должен отличаться друг от друга превышать допустимые температуры:
- в подшипниках качения - 70°С;
- в подшипниках скольжения - 60°С;
- температура масла - 50°С.
Испытания после капитального ремонта
Нормативные документы предусматривают два вида обкатки после капремонта - типовые испытания и контрольные.
Типовые испытания
Такая обкатка проводится по программе, включающей в себя все виды проверок новых электродвигателей. Это способствует выявлению недостатков и повышает надёжность работы в послеремонтный период.
Такие испытания обязательны для электромашин после капремонта, при котором были изменены паспортные данные - мощность, число оборотов, напряжение и другие.
Для асинхронных электродвигателей перечень типовых испытаний включает в себя обкатку при повышенных оборотах, проверку на нагрев, измерение КПД, мощности и расчёт скольжения. Во время испытаний под нагрузкой производятся проверки при краткосрочных токовых перегрузках, измеряются максимальный момент вращения, ток запуска и вибрация.
Послеремонтная проверка двигателей постоянного тока аналогична испытаниям асинхронных машин, но включает в себя дополнительные пункты:
- измеряется скоростная характеристика при повышении числа оборотов снижением тока в обмотке возбуждения и понижении, уменьшением питающего напряжения;
- проверка нагрева при работе под нагрузкой и в режиме холостого хода;
- измеряется КПД в различных режимах;
- определяется зона безыскровой коммутации,
- проверка качества коммутации;
- измеряется уровень вибрации.
Контрольная обкатка
Если ремонт не сопровождался изменением параметров электромашины или её конструкции, то обкатка производится в виде контрольных испытаний, программа которых включает в себя только часть типовой проверки:
- мегомметром определяется сопротивление изоляции всех обмоток между собой и каждой из них относительно корпуса;
- испытание повышенным напряжением рабочей частоты;
- проверка прочности межвитковой изоляции;
- обкатка электромашины в режиме холостого хода.
Проверочные напряжения при текущем ремонте составляют 80% от нормы испытаний после капремонта.
Информация! При текущем ремонте электродвигателей, в отличие от капитального, замена обмоток не производится .
Кроме того, измеряется активное сопротивление обмоток, зазоры между статором и ротором, зазоры в подшипниках или осевой разбег. При контрольной обкатке машин постоянного тока производится проверка вращения при повышенном числе оборотов, измеряется скорость вращения в режиме холостого хода и параметры электродвигателя при перегрузке.
Обкатка электромашин позволяет проверить качество ремонта и продлить межремонтный период.